Использование ЭОР в образовательном процессе

 

 

Урок: Назначение и устройство компьютера

Описание разработки урока

 

Учитель информатики Гатауллина Роза Михайловна

Предмет: Информатика и ИКТ

 

Класс 8 (дата проведения урока 23 ноября);

 

Тема урока: Назначение и устройство компьютера (продолжительность урока 45 минут)

 

Тип урока: Изучение  нового материала.

 

Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное и индивидуальное обучение;

 

Краткая аннотация урока:

 

Проведенный урок – первый при изучении темы «Компьютер». Урок состоит из четырех этапов: организационный момент, объяснение нового материала, закрепление материала, итоги урока. Для облегчения процесса восприятия информации учащимися урок сопровождается электронной презентацией (созданной мной), используются  цифровые образовательные ресурсы Семакина И. Г. – автора учебника, по которому ведется обучение. Повышению познавательной активности учащихся на этапе закрепления материала способствует использование компьютерного тренажера. Правильность выполнения задания проверяется на интерактивной доске. Учащиеся имеют возможность проверить и закрепить свои знания по теме с помощью интерактивного теста. Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет оптимально организовать самостоятельную работу учащихся, индивидуализировать работу, у детей есть возможность найти и исправить свои ошибки. 

 

Цели урока:

 

§   Образовательная: расширить представления учащихся о компьютере и его  назначении, познакомить  с принципиальной схемой устройства  и работы компьютера;

§   Развивающая: развитие познавательных интересов к предмету, внимания, мышления, памяти, формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами;

§   Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности;

 

Задачи:

 

§      познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера;

§      заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера;

 

 

Формы организации работы:

 

§      Лекция с элементами дискуссии;

§      Самостоятельная работа учащихся за компьютером;

  

Технические средства обучения:

 

§      персональный компьютер;

§      мультимедийный проектор;

§   интерактивная доска;

§   плакат;

§   компьютерная презентация (MS PowerPoint);

§   тест (Internet Explorer);

Средства обучения:

 

Семакин: учебник Информатика, 8 класс, ЦОР

 

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

o       Аналогия между компьютером и человеком;

o       Информационный обмен в компьютере;

o       Принципы фон – Неймана;

o       Структура персонального компьютера;

o       Программа-тренажер "Устройство компьютера-1";

o       Тест «Как устроен компьютер»;

 


План – конспект урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Использованные ЦОР

1. Организационный  момент

Приветствие учеников. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

Слайд 1

Какое слово зашифровано в ребусе?

 

Слайд 2

Объявление цели урока:

С точки зрения информатики компьютер это не только устройство для работы с информацией, но и объект изучения. Сегодня вы познакомитесь с назначением компьютера, его устройством и принципами работы.

Слайд 3

Откройте  тетради, запишите дату и тему урока «Назначение и устройство компьютера».

Приветствие учителя.

 

 

Разгадывают ребус.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату и тему урока.

Презентация

 

УМК «Мир информатики»

 

Тренажер «Устройство компьютера» 

 

Тест «Как устроен компьютер»

 

2.      Объяснение   нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала

 Слайд 4

Ответим на вопрос, для чего человек создал компьютер?  

С давних времен люди стремились облегчить свой труд, прежде всего физический. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Проблема физического труда была решена после изобретения колеса и рычага. Компью­тер был изобретен в середине XX века для усиления возмож­ностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Слайд 5

Итак, компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией.

Слайд 6

Идеи многих своих изобретений человек «подглядел» в природе. В XV веке великий ученый Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал полученные знания для конструирования летательных аппаратов.

 

Слайд 7

Русский ученый Н. Е. Жуковский также исследовал механизм полета птиц. Результаты этих исследований используются при расчетах конструкций самолетов.

Слайд 8

Ребята, как вы думаете, есть ли в природе прототип компьютера?

Сам человек – является прототипом компьютера.

Слайд 9

Рассмотрим аналогию между компьютером и человеком.

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства вывода информации.

Слайд 10

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер – модель человека, работающего с информацией.

Слайд 11

Попробуйте ответить на вопрос: чем отличается компьютер от человека?

Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком.. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями. Ум компьютера – ум человека, реализованный в программе.

 

Слайд 12

И человек и компьютер работают с информацией. Для человека информация – знания. Для компьютера информация – данные и программы

Слайд 13

Рассмотрим схему информационного обмена в компьютере. Объясните, как происходит информационный обмен в компьютере?

В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти информацию, работает с ней (обрабатывает) и возвращает результаты обработки в память, полученные результаты через устрой­ства вывода сообщаются человеку.

Слайд 14

Основные принципы устройства и работы ЭВМ были сформулированы американским ученым Джоном фон Нейманом в 1946 году. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах

Слайд 15

Рассмотрим схему ЭВМ фон Неймана.  ЭВМ включает в свой состав три основных узла: процессор, память, устройства ввода и вывода. Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией.

Слайд 16

Джон фон Нейман также сформулировал основные принципы работы ЭВМ.

Слайд 17

Что собой представляет компьютер? Реализован ли он как цельный объект?

 Персональный компьютер – это комплекс взаимосвязанных устройств.

Слайд 18

Компьютер в своем составе имеет базовую конфигурацию – основные части и дополнительные части. Базовая конфигурация компьютера - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для начала работы с компьютером.

Перечислите основные части компьютера.

Слайд 19

Системный блок - это самая важная часть компьютера, «сердце машины».

Слайд 20

Внутри системного блока размещаются:

  • Материнская плата
  • Процессор – «мозг машины»
  •  Оперативная память
  •  Видеоплата
  •  Звуковая плата
  •  Жесткий диск
  •  Дисководы

Слайд 21

Функция монитора – устройство вывода информации на экран.

Слайд 22

Функция клавиатуры – устройство ввода  текстовой информации.

Слайд 23

Функция мыши –  устройство управления курсором.

Слайд 24

Перечислите дополнительные части компьютера.

Функция принтера - устройство вывода информации на бумагу.

Функция сканера – устройство ввода информации в компьютер.

Слайд 25

Акустическая система:

функция колонок, наушников - устройство вывода звуковой информации

функция микрофона - устройство ввода звуковой информации

Слайд 26

Итак, компьютер включает в себя устройства, выполняющие функции мыслящего человека:

·      устройства ввода;

·      устройства запоминания — память;

·      устройство обработки — процессор;

·      устройства вывода

 

Физпауза

 

Просмотр видеосюжета «Компьютер и его устройство» (из УМК «Мир информатики»)

 

 

 

Слайд 27

Устройство современных компьютеров основано на магистрально-модульном принципе построения.

Слайд 28

Составные части компьютера называются его модулями. Модули взаимодействуют между собой через информационную магистраль.

Слайд 29

Процессор через магистраль связывается с другими устройствами. Каждое устройство компьютера получает свой номер, который выполняет роль адреса этого устройства. У каждого устройства есть свой контроллер, который управляет работой этого устройства.

 

Сегодня на уроке вы узнали много нового об устройстве компьютера, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер «Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.

Проверку задания осуществляем на интерактивной доске.

 

 

Молодцы! Все справились с заданием!

 

А теперь проверьте себя, выполнив тест по сегодняшней теме урока. Учащиеся самостоятельно выполняют тест, показывают свои результаты учителю.

 

Слайд 30

Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?

В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?

 

 

Учащиеся дают свои варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают свои варианты ответов.

 

Изучают слайд презентации:

«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают свои варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ ученика.

 

Изображают в тетради схему:

«Информационный  обмен  в  компьютере»

 

 

 

 

 

Изображают в тетради схему:

«Схема ЭВМ фон Неймана»

 

 

 

 

 

Ответ ученика.

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

 

 

 

 

 

 

 

Изображают в тетради схему:

«Устройства компьютера»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера

 

Один ученик выполняет задание на интерактивной доске

 

 

 

Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю. (разрешить заблокированное содержимое)

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Итоги урока

(Подвести итоги,  какие оценки получены, кто работал активнее).

Слайд 31

Домашнее задание:

Учебник: § 5, 7.

Выполнить задание в тетради: описать конфигурацию своего компьютера, его основные характеристики.

 

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

 

 


 Отзыв на урок проведенный в 8 классе

по теме «Назначение и устройство компьютера».

 

 

Содержание урока и учебного материала соответствует поставленным целям и задачам.  Учителем определена оптимальная структура урока, используются информационные  технологии, выбраны рациональные методы и средства обучения.

Материал изложен доступно и последовательно. Продуман процесс закрепления изученного материала, организована индивидуальная, самостоятельная работа учащихся. Для повышения познавательной активности учащихся используются цифровые образовательные ресурсы, ТСО (компьютер, интерактивная доска), наглядные материалы.

Учитель владеет культурой общения, эрудирован.

На уроке созданы условия для комфортного обучения учащихся, создан благоприятный  психологический климат. Дети активно включаются в диалог с учителем, достаточно компетентно отвечают на вопросы, с увлечением выполняют практическую работу на компьютере. Отмечены наиболее активные учащиеся на уроке. Урок имеет логическое завершение, цели урока достигнуты.

Учитель информатики Гатауллина Роза Михайловна собрала материал по данной теме, систематизировала и обобщила его, выработала свою технологию преподавания. Создала пособия для учащихся по теме, которые отсутствуют в учебниках. Разработанный дидактический и раздаточный материал к уроку представляют большой интерес, актуален и позволяет реализовать поставленные педагогические задачи через новые технологии.

 

  

 

 Учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Отзыв на урок информатики и ИКТ

в 8 «а» классе

по теме:

«Назначение и устройство компьютера»

Учитель:

Учреждение:

Класс: 8 «а»

Количество учащихся: 18 человек

Присутствовало на уроке: 16 человек

 

         Урок  лекция  с    элементами беседы и дискуссии, по дидактической цели - изучение нового материала.

Тема урока: «Назначение и устройство компьютера»

На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность урока в целом. Темп лекции посилен для учащихся. При демонстрации наглядности учащиеся привлекаются к  разговору. Лекция ориентирует учащихся в  объемном материале темы. Лекция носит поисковый характер. Учителем используется достаточное материальное и организационное обеспечение урока   (мультимедиа   презентация,   наглядный   материал,   дифференцированное домашнее задание).

Учителем       найден   оптимальный   объем   изучаемого   содержания   с   учетом требований программы курса и уровня учебных возможностей учащихся.  Усилия учителя направлены одновременно и   на изучение нового материала и на развитие их умственной активности. Деятельность учащихся носит продуктивный характер. Учитель приобщает учащихся к научным методам познания, используя на учебном занятии такие виды деятельности   учащихся, как исследование с обобщением его итогов. Используются    активные    формы    организации    учебного    труда,    такие    как индивидуальная (самостоятельная) работа. Учитель   вовлекает  учащихся   в   контрольно-оценочную  деятельность   в   форме самоконтроля. Участие в процессе обучения носит у учащихся осознанный характер. Учащиеся привлекаются      к   планированию   своей   деятельности,   выбору   рациональных способов достижения цели. Только при таком подходе в обучении каждый ученик включается в активную познавательную деятельность.  На протяжении всего урока отмечается оптимальный психологический климат, достаточный темп и ритм. Домашнее задание дано вовремя и с комментариями, дифференцированно. Поставленные цели реализованы, урок представляет собой целостную систему.  

Заместитель директора по учебной работе                          

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz