Использование ЭОР в образовательном процессе

 

 

Внеклассное мероприятие по информатике

 

 

Внеклассное мероприятие по информатике

 

«СТО к ОДНОМУ»

 

  

Выполнил учитель информатики

МОУ СОШ №5, г.Сегежа

Меньшиков Виталий Владимирович

 

Название внеклассного мероприятия: «СТО к ОДНОМУ»

Предмет: информатика;

Место мероприятия в учебной программе: мероприятие может проводиться в любом классе с 5 по 11 (в зависимости от автора учебника, по которому работает учитель) до изучения темы «Устройство компьютера». В данном случае мероприятие было проведено в 10 классе.

Цели внеклассного мероприятия:

образовательная

·      Подготовка учащихся к изучению темы: «Компьютер. Устройство компьютера», с помощью использования жизненного опыта в учебной ситуации;

воспитательные

·      Привитие учащимся любви, интереса к информатике с целью использования в жизни (практическая направленность);

·      Воспитание духа соревновательности, коммуникабельности, креативного мышления;

развивающие

·      Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков;

·      Развитие у учащихся творческого мышления;

·      Формирование у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

Идея мероприятия:

В основу внеклассного мероприятия «СТО к ОДНОМУ» положена одноимённая телеигра телеканала «Россия».

 

Предварительная подготовка:

 

1.

Был проведён опрос 50 человек разного возраста. Опрос проводился при непосредственном общении, по телефону, по средствам электронной почты и на форумах в сети Internet.

География участников опроса: Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Россия (Ленинградская область, Карелия, Чувашия, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Москва).

Каждому из опрошенных было задано 10 вопросов:

1. Без какого устройства нельзя работать на компьютере?

2. Какая память бывает у компьютера?

3. Какой вопрос задают друг другу люди, у которых дома есть компьютер?

4. Какие бывают диски?

5. Компьютер не работает. Почему?

6. Для чего нужен компьютер?

7. Кто пишет программы?

8. Как называется устройство визуального отображения информации?

9. Какой клавишей чаще всего пользуются?

10. Какая компьютерная игра самая популярная?

Полученные результаты были использованы для проведения игры.

2.

Для проведения игры на языке разметки гипертекста HTML был создан сайт (см. Приложение_1), состоящий из семи страниц (Титульная (index.html), Простая игра (1tur.html), Двойная игра (2tur.html), Тройная игра (3tur.html), Игра наоборот (4tur.html), Большая игра (final.html), Поздравление (pobeda.html)).

3.

Заранее были созданы 2 команды участников по 6 человек в каждой. Команды получили задание придумать название своей команде и подготовить представление каждого участника.

4.

Учащиеся класса, не вошедшие в число участников команд, получили задание подготовить номер художественной самодеятельности (желательно, связанный с изучаемым предметом).

5.

Учитель готовит призы и дипломы для победителей (см. Приложение_2) и участников игры (см. Приложение_3), приз для зрителя и весь необходимый для проведения игры инвентарь.

 

 

Оборудование:

·        Компьютер;

·        Мультимедийный проектор с экраном;

·        Стол и стулья для помощников;

·        Столы и стулья для участников игры;

·        Стулья для зрителей и гостей;

·        Стол для ведущего;

·        Кегля;

·        Ватманы (2 шт.);

·        Маркеры (12 шт.);

·        Бейджи с именами участников;

·        Таблички с названиями команд;

·        Фонограмма для музыкальной паузы;

·        Листки с вопросом для конкурса со зрителями (см. Приложение_4);

·        Ручки и карандаши для конкурса со зрителями;

·        Микрокалькулятор для счётной комиссии;

·        Бланки для счётной комиссии (см. Приложение_8, Приложение_6);

·        Секундомер;

·        Доска;

·        Мел;

 

Методы и приёмы обучения, применяемые на мероприятии

1.      Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:

·        Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (инструктаж по правилам игры);

·        Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация созданного web-сайта);

·        Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия (дидактическая игра);

2.      Методы стимулирования и мотивации учащихся:

·        Эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха);

·        Познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий (при подготовке к мероприятию));

·        Социальные (создание ситуации взаимопомощи);

3.      Форма организации работы на уроке (групповая);

 

План мероприятия:

1.     Вступительное слово учителя;

2.     Разминка «Видимо – невидимо»;

3.     Простая игра;

4.     Пауза «Вредные советы»;

5.     Двойная игра;

6.     Конкурс для зрителей;

7.     Тройная игра;

8.     Музыкальная пауза;

9.     Игра наоборот;

10. Подведение итогов конкурса для зрителей и награждение победителя;

11. Большая игра;

12. Подведение итогов и награждение победителей;


Правила игры:

Игра состоит из 6 туров:

·        Разминка «Видимо – невидимо»;

Каждая команда получает по листу ватмана и несколько маркеров. За 20 секунд команды должны на своих листах крупно написать все известные им названия устройств, относящихся к компьютеру. Названия эти лучше расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и т.д.). По истечении времени команды на 10 секунд показывают друг другу свои листы. Задача – запомнить и назвать большее количество слов, записанное командой-соперником. За каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу. Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.

·        Простая игра;

·        Двойная игра;

·        Тройная игра;

Во всех этих турах правила почти одинаковы. Задается вопрос с неоднозначным правильным ответом. К столу около ведущего приглашается два игрока с разных команд. Тот, кто первым схватит кеглю, получает право первым отвечать на вопрос. В том случае, если он ответит правильно, на табло (см. Приложение_1) открывается табличка. Если предложенный ответ окажется не в верхней строке, право ответа предоставляется игроку из другой команды. Чей ответ окажется выше, той команде и предоставляется право открывать табло.

Каждый из членов команды по очереди даёт свои ответы на вопрос. Очки насчитываются по указанному на табло количеству ответов заранее опрошенных людей. Как только будет дан ответ, не имеющий места в таблице, на табло загорается красный квадрат и звучит соответствующий сигнал. Как только команда ошибается трижды (на табло открывается три красных квадрата), ход переходит к другой команде, каждый из игроков которой даёт свой вариант ответа, а капитан должен принять один из них. Если такой ответ есть в таблице, то все очки, набранные предыдущей командой, присваиваются последним; если нет – то эти самые очки забирает первая команда.

·        Игра наоборот;

В игре наоборот нужно дать самый малорейтинговый ответ, который находится в самом низу таблицы.

·        Большая игра.

В большой игре участвует команда (точнее не вся команда, а всего 2 человека из неё), набравшая больше очков. 2 игрока победившей команды играют очереди. Сначала первому игроку даётся 15, в течение которых ведущий задаёт свои вопросы (обоим игрокам задаются одни и те же вопросы, второй игрок во время ответов первого выходит в коридор, чтобы ему не были слышны вопросы и ответы), оба игрока должны дать разные ответы. Второму игроку на ответы даётся 20 секунд. Если ответ второго игрока совпадает с ответом первого, то раздаётся звуковой сигнал, и игрок должен предложить другой вариант. Далее количество «правильных» ответов суммируется и, если эта сумма достигает 100, команда получает главный приз.


Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

(на экране высвечивается страница с приветствием (см. файл index.html (Приложение_1))).

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами встречаемся в необычной для нас обстановке: не на уроке, а на внеклассном мероприятии. Сегодня не будет практических работ, зачётов и опросов. Мы постараемся взглянуть на привычную для нас информатику с другой стороны. Мне хочется показать вам, что информатику можно изучать весело, про информатику можно петь песни и слагать стихи.

Итак, наша игра называется «СТО к ОДНОМУ». Наверняка вы смотрели подобную телепередачу на телеканале «Россия». Посвящена сегодняшняя игра теме «Компьютер и его устройство». Эту тему мы с вами пока подробно не разбирали, поэтому каждый из вас будет опираться на свой жизненный опыт, так как с компьютером вы знакомы уже достаточно давно. У многих компьютер есть дома и вы можете многое рассказать о нём. Так что сегодняшнее мероприятие будет небольшим введением в тему «Компьютер и его устройство».

Сегодня встречаются две команды – команда девочек и команда мальчиков. Вот эти команды. Прошу капитанов представить участников команд.

Команда «MEGA мозг»

Команда «RULEZ PEPERS»

  1. Кострова Виктория (капитан);
  2. Михайлова Дарья;
  3. Романова Евгения;
  4. Евлаш Дарья;
  5. Горчинская Елена;
  6. Шеметова Дарья;
  1. Гутаковский Александр (капитан);
  2. Фефилатьев Иван;
  3. Коскелайнен Евгений;
  4. Леоненко Семён;
  5. Афанасьев Олег;
  6. Торохин Анатолий;

(После представление капитаном участников команд, один из членов команды представляет капитана).

Итак, с командами мы знакомы. Представляю вам также моих помощников: за техническое обеспечение сегодня отвечает ученик 11 «В» класса Максим Зыбин, а счётную комиссию представляет заместитель директора по методической работе Ольга Владимировна Коновалова. Кроме того, присутствуют гости – учителя информатики из других школ, учителя и представители администрации нашей школы.


 


Ну вот теперь мы можем переходить к нашей игре. Итак, конкурс первый – разминка.

 

2. Разминка «Видимо – невидимо»

Наша разминка называется «Видимо-невидимо».

Каждая команда получает по листу ватмана и маркеры. За 20 секунд команды должны на своих листах крупно написать все известные им названия устройств, относящихся к теме «Компьютер». Названия эти можно расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и т.д.). По истечении времени команды на 10 секунд показывают друг другу свои листы. Задача – запомнить и назвать большее количество слов, записанное командой-соперником. За каждое верно названное слово команде начисляется по 1 баллу. Также по 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.

Итак, раз, два, три, начали! (помощники засекают время, после выступления команд подсчитывают баллы, оглашают их и записывают на табло для каждой из команд).

 

3. Простая игра

Мною был проведён опрос 50 человек разного возраста. Всем им задавался один и тот же вопрос, на который сейчас предстоит ответить и вам. Каждое очко, заработанное командой будет превращаться в один балл. Я приглашаю в центр зала первых участников команд. (выходят первые участники команд).

Итак, 6 самых популярных ответов сейчас на табло. Право ответа будет принадлежать тому, у кого первого в руках окажется кегля после моей подсказки.

Вопрос: Без какого устройства нельзя работать на компьютере?

(Отвечает участник, схвативший кеглю. Если его ответ есть на табло (см. файл 1tur.html (Приложение_1)), то табло открывается. Если ответ находится не на верхней строке, то второму участнику тоже предоставляется возможность ответить на вопрос. Если его ответ есть на табло, то табло открывается. Чей ответ окажется выше, та команда и будет дальше открывать табло (см. описанные выше правила)).

Ответы при опросе

процессор

17

 

монитор

8

 

системный блок

5

 

винчестер

4

 

мышь

3

 

клавиатура

2

 

 

Счётная комиссия подсчитывает баллы и записывает их на табло.

 

4. Пауза «Вредные советы»

Первый тур закончился, а теперь немного отдохнём. Учащиеся 10 «Б» класса Ксения Киселёва, Людмила Михайлова и Екатерина Труфанова расскажут, как не нужно себя вести на уроках информатики.

1. Если ты случайно вспомнишь,

Что вас где-то ждёт учитель,

И уже минут пятнадцать продолжается урок,

То не нужно идти шагом,

Так теряешь только время,

Лучше будет пробежаться - так полезней и быстрей.

2. Если сел ты за компьютер –

Испытай его на прочность:

Постучи его портфелем,

Дисковод поковыряй,

Подолби клавиатуру

И пощёлкай выключатель,

А когда он задымится,
Можешь сесть ты за другой.

 

3. Если на клавиатуре

Западает пара клавиш,

Это значит вы - ударник

И вообще герой труда.

Незаметно поменяйтесь

Ей с бездельником - соседом

У таких клавиатуры

Не стареют никогда!

 

4. Если вдруг твоя машина

Hе работает, как надо,

Ты по материнской плате

Сильно стукни кулаком.

Hе поможет – бей кувалдой,

Дай ногой по монитору...

И скажи лишь педагогу:

«Она первой начала!»

 

5. Руки мыть совсем не нужно –

Не всегда вода бывает.

К чистоте привыкнуть можно –

Трудно будет отвыкать.

 

 

6. Если грязь с твоих ботинок

Осыпается кусками,

То тебе совсем не нужно

Обувь чистую нести.

Чем грязней будут ботинки,

Тем рассерженней учитель,

Соответственно быстрее тебя выгонят домой.

7. Если ты на перемене

Не успеешь пообедать,

То закончить можно в классе,

Молча слушая урок.

Если ты раскрошишь булку

Или стол измажешь маслом,

То залей всё это чаем – легче будет отмывать.

 

 

5. Двойная игра

Правила те же, что и в предыдущей игре, но каждое очко, заработанное командой будет превращаться в два балла. Я приглашаю в центр зала вторых участников команд. (выходят вторые участники команд).

Я напоминаю вам, что было опрошено 50 человек и 6 самых популярных ответов сейчас на табло. Право ответа будет принадлежать тому, у кого первого в руках окажется кегля после моей подсказки.

Вопрос: Какая память бывает у компьютера?

(Отвечает участник, схвативший кеглю. Если его ответ есть на табло (см. файл 2tur.html (Приложение_1)), то табло открывается. Если ответ находится не на верхней строке, то второму участнику тоже предоставляется возможность ответить на вопрос. Если его ответ есть на табло, то табло открывается. Чей ответ окажется выше, та команда и будет дальше открывать табло (см. описанные выше правила)).

Ответы при опросе

оперативная (ОЗУ)

18

постоянная (ПЗУ)

 

10

внешняя

7

внутренняя

5

компьютерная

4

переполненная (полная)

2

 

Счётная комиссия подсчитывает баллы и записывает их на табло.

 

6. Конкурс для зрителей

Наши зрители немного заскучали, поэтому следующий конкурс будет специально для них. Вам необходимо письменно ответить на вопрос и опустить листок с ответом в ящик. Наши сегодняшние гости, учителя информатики из других школ, определят самый оригинальный ответ. Автор этого ответа получит приз.

А вопрос такой:

На что или на кого похожа компьютерная мышь?

(звучит музыка, зрители пишут свои ответы на заранее подготовленных бланках (см. Приложение_4)и опускают их в ящик).

 

7. Тройная игра

Правила тройной игры такие же, как и в предыдущих турах, только каждое очко, заработанное командой будет превращаться в три балла. Я приглашаю в центр зала третьих участников команд (выходят третьи участники команд).

Я напоминаю вам, что было опрошено 50 человек и 6 самых популярных ответов сейчас на табло. Право ответа будет принадлежать тому, у кого первого в руках окажется кегля после моей подсказки.

Вопрос: Какой вопрос задают друг другу люди, у которых дома есть компьютер?

(Отвечает участник, схвативший кеглю. Если его ответ есть на табло (см. файл 3tur.html (Приложение_1)), то табло открывается. Если ответ находится не на верхней строке, то второму участнику тоже предоставляется возможность ответить на вопрос. Если его ответ есть на табло, то табло открывается. Чей ответ окажется выше, та команда и будет дальше открывать табло (см. описанные выше правила)).

Ответы при опросе

подключён к INTERNET?

13

есть что новое/интересное?

10

какой объём памяти?

8

какие у тебя игры?

7

какой у тебя компьютер?

5

какая ОС установлена?

2

 

Счётная комиссия подсчитывает баллы и записывает их на табло.

 

9. Музыкальная пауза

А сейчас музыкальная пауза! Для всех песню компьютерных разбойников исполнит вокальная группа девочек 10 «Б» класса (фонограмма «pesnja_atamanshi.kar»).

 
Говорят, мы бяки-буки,
И на нас управы нет,
Дайте в руки ноутбуки –
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Не заплатим ни рубля,
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Оп-па!
Зря спасенья не ищи ты,
Ибо мы умнее всех!
Ваши хитрые защиты
Мы расколем, как орех.
Ух-ух-ух, эх-эх-эх,
Всюду влезем без помех,
Вай-вай-вай, открывай
Файлы!
Говорят, мы бяки-буки,
И, фон Нейман, нас прости,
Мы плодим такие глюки –
Вам вовек не разгрести.
Пам-пам-пам, та-ра-рам,
Без ошибок нет программ,
Та-ра-рам, трам-пам-пам,
Так-то! 
Мыслим мы машинным кодом,
Это высший пилотаж!
Всех поздравит с Новым Годом
Самый новый вирус наш.
Раз-два-три, три-два-раз,
Пишем вирус на заказ,
Тук-тук-тук, ждите глюк
В полночь!
Говорят, мы бяки-буки,
И на нас управы нет,
Дайте в руки ноутбуки –
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Мы взломаем Интернет.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Точно!

 

10. Игра наоборот

Через 10 секунд вам нужно дать самый малорейтинговый ответ из всех популярных, который находится в самом низу таблицы. В этом случае вы можете заработать целых 48 очков!

Вопрос: Какие бывают диски?

(команды совещаются 10 секунд и дают свой ответ).

Ответы при опросе (см. файл 4tur.html (Приложение_1)).

жёсткие

18 чел.

32 балла

гибкие

10 чел.

40 баллов

лазерные

9 чел.

41 балл

круглые

5 чел.

45 баллов

музыкальные

3 чел.

47 баллов

лицензионные

2 чел.

48 баллов

 

Счётная комиссия подсчитывает баллы и записывает их на табло.

 

11. Подведение итогов конкурса для зрителей

Наши гости прочитали все ваши ответы на вопрос о том, на что же похожа компьютерная мышка и уже готовы объявить победителя (предоставляется слово одному из гостей, который зачитывает самый оригинальный ответ и имя его автора. Победитель награждается призом.).

 

12. Большая игра

А теперь настало время узнать, какая из команд сегодня примет участие в большой игре и станет абсолютным победителем. Слово предоставляется счётной комиссии (представитель счётной комиссии объявляет набранные командами баллы и название команды-победительницы).

Ну вот, нам стало ясно, кто же сегодня вышел в финал. Давайте поприветствуем эту команду бурными аплодисментами. И мы переходим к большой игре.

В большой игре участвует не вся команда, а всего 2 её представителя. Каждому из которых будет задано 6 одинаковых вопросов. Ваша задача совместными усилиями набрать 100 очков. Если вам это удастся, то вы получаете главный приз – сертификат (см. Приложение_5), позволяющий вам получить просто так одну оценку «5» на любом одном уроке информатики в течение года. Итак, ваша судьба и судьба команды в ваших руках! Определитесь, кто будет первым отвечать на вопросы, а кто присоединится к нам позже.

(команда решает, кто будет участвовать в большой игре, после чего один игрок остаётся, а второй идёт за дверь, чтобы не слышать ответы первого).

Обращение к первому игроку: Итак, вам даётся 15 секунд. Готовы?

  1. Компьютер не работает. Почему?
  2. Для чего нужен компьютер?
  3. Кто пишет программы?
  4. Как называется устройство визуального отображения информации?
  5. Какой клавишей чаще всего пользуются?

6.      Какая компьютерная игра самая популярная?

(игрок отвечает, счётная комиссия отмечает полученные ответы в специальном бланке (см. Приложение_6), после чего открывает их на табло (см. файл final.html (Приложение_1)) и подсчитывает набранные игроком баллы).

Вызывается второй игрок, который находился вне помещения и не слышал ответы первого игрока.

Обращение ко второму игроку: Вам будут заданы те же вопросы, что и предыдущему участнику. За 20 секунд необходимо ответить на них. Если ответ будет совпадать с ответом первого участника, раздастся звуковой сигнал и нужно будет предложить другой ответ. Условия понятны? Готовы?

(игроку задаются те же самые вопросы, комиссия отмечает полученные ответы в специальном бланке (см. Приложение_6), после чего открывает их на табло (см. файл final.html (Приложение_1)) и подсчитывает набранные обоими игроками баллы).

Ответы при опросе

Компьютер не работает. Почему?

не включён (выключен)

16

нет света (электричества)

8

сломался

8

завис

8

«упала» ОС

5

«завёлся» вирус

2

сгорел блок питания

1

нет ПО

1

не знаю

1

Для чего нужен компьютер?

для работы

16

для игр и развлечений

10

для вычислений и расчётов

7

для выхода в Internet

5

для учёбы

4

для хранения информации

3

для всего

2

не знаю

2

для общения

1

Кто пишет программы?

программист

26

ученик

5

студент

4

человек

4

знающий программирование

2

умный

2

специалист

2

Microsoft

2

хакер

1

девочки

1

учитель

1

Как называется устройство визуального отображения информации?

монитор

27

дисплей

12

экран

7

табло

2

телевизор

2

Какой клавишей чаще всего пользуются?

ENTER

16

SHIFT

9

ESCAPE

7

пробел

7

ALT

3

CTRL

3

F10

2

BACKSPACE

1

DELETE

1

стрелка

1

Какая компьютерная игра самая популярная?

Пасьянс «Косынка»

10

Тетрис

8

COUNTER STRIKE

7

Сапёр

6

DOOM

5

QUAKE

4

WINDOWS

4

не знаю

3

гонки

2

DOZOR.RU

1

 

13. Подведение итогов и награждение победителей

(команды награждаются призами, на экране высвечивается поздравительная страничка (см. файл pobeda.html (Приложение_1)).

Вот наша игра и подошла к концу. Надеюсь, что каждый из вас получил заряд положительных эмоций, узнал что-то новое и интересное для себя. Хочется верить, что все вы уже хотите вплотную подойти к изучению темы «Устройство компьютера». А ещё я верю, что это не последнее наше с вами мероприятие. И уже в самом конце сегодняшней встречи я прошу каждого из вас заполнить небольшую анкету (см. Приложение_7) и опустить её в ящик.

Спасибо всем и до встречи!


Источники

 

 

1.      http://teacher.fio.ru/news.php?n=22226&c=1476

2.      http://uzelochek.narod.ru/song126/s4435.htm

3.      http://100.kkr.ru

4.      http://schools.techno.ru/sch518/krilov/koridor/inform/uroks/100k1/100k1.htm

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz